Некоторые фотографические пуристы все еще защищают пленку. И это действительно круто, потому что пленка — это как память о фотографии. Пленка — это что-то вроде основы физики, именно она дала возможность фотографировать повседневную жизнь. Поэтому судя по всему сторонники фотографии, которые будут снимать на пленку, любить это делать, получать от этого удовольствие и качественные фотографии, при этом горячо, защищая ее будут, если не всегда, то еще долго. В их честь, пленка была, есть и будет оставаться историей фотографии. Именно об этом, то есть об истории фотографического дела в Монреале читайте на montreal-future.com.
Фотография в Канаде

Когда в 1839 году фотография появилась в Канаде, люди заинтересовались ею преимущественно, как новинкой. Но очень быстро это занятие, а для некоторых, даже страсть, стала коммерческим бизнесом и видом искусства. И это бросилось в глаза власть имущим, которые быстро начали использовать фотографию для сохранения следов и свидетельств той, или иной деятельности. Тем временем обычные канадские семьи создавали фотоальбомы, рассказывая таким образом свою историю с помощью снимков.
Можно сказать, что фотографы работали в Монреале везде — на улицах города, в портретных студиях, в туристических местах, во время экспедиций, и даже на строительных площадках. А их фотографии распространялись в разных местах и формах, например, кроме альбомов, в книгах, отчетах, газетах, журналах, на публичных конференциях и выставках. Известно, что, между 1839 и 1989 годами именно фотография, во многих аспектах, формировала определенные общественные нормы. Она многое изменила, к примеру, то, как люди вели себя друг с другом и, как они начали видеть мир.
В конце 1830-х годов Северная Америка находилась на пороге индустриальной эпохи. Все крупные канадские города, так же как Монреаль — самый густонаселенный город, не могли оставаться в стороне от экономических сдвигов. В 1839 году новость о замечательном изобретении под названием фотография достигла Торонто через письмо, опубликованное в газете «Патриот».
Читатели, особенно заинтересовались рассказом Сэмуэля Морсома, в котором описывались элегантные изображения, созданные с помощью фотографического процесса, недавно разработанного и запатентованного Луи-Жаком-Манде Дагером. Вскоре после этого в Северную Америку благодаря путешественникам, попал сам дагерротип. Путешественники создавали эти четкие изображения на посеребренных медных пластинах.
В первые годы популярности этого процесса в Европе и других частях света велось много дискуссий о его потенциальном использовании и о том, следует ли считать новое изобретение искусством или отнести его к научным открытиям. Но в Канаде и Соединенных Штатах основное внимание уделялось коммерческому потенциалу этого процесса.
Первые портретные галереи

Когда странствующие дагерротиписты создавали мобильные студии в таких городах, как Монреаль, и Торонто в начале 1840-х годов, обещая не только, что сейчас вылетит птичка, но и выполнить непревзойденное и увлекательное подобие портрета, клиенты им охотно позировали. То, что портреты делали не кистью, как было много десятилетий до этого, а с помощью камеры, побуждало людей фотографироваться. Публика была пленена красотой, а скорее, точностью дагерротипов. Дошло до того, что средние и высшие классы заказывали общие портреты, которые становились ценными сувенирами на долгую память.
Портретная живопись была, безусловно, самой популярной фотографической практикой в то время, и одним из первых фото портретистов того времени был Уильям Валентайн, художник из Галифакса. Известно, что именно он еще в 1841 году предлагал фотографические портреты в своей студии.
Среди самых известных последователей Валентайна и его учеников известно о Томасе Коффине Доане. Мужчина руководил галереей в Монреале с 1846 до 1865 года, создавая портреты политиков и государственных служащих. Он достиг большого успеха в этой технике и получил признание за свою работу. Следует заметить, что в 1840-х годах фотографы работали преимущественно в крупных городах, которые развивались и росли, как территориально, так и по количеству населения.
Хотя оживленность рынка портретной фотографии, безусловно, была обусловлена новой страстью городского среднего класса к утверждению своего социального статуса с помощью изображений, фотографическое увлечение не являлось специфическим для какого-то одного класса или культурной группы. Вопреки стереотипу, многие коренные жители интересовались фотографией, как и другими европейскими технологиями.
С ростом энтузиазма относительно новых форматов и способов использования фотографии в течение первых двух десятилетий ее существования, была создана основа для открытия новых предприятий и новых способов представления нации.
К середине XIX века фотографы селились в модных районах крупных городов вместе с ремесленниками, торговцами, банкирами и юристами. Портреты, сделанные с помощью дагерротипов, были доступнее рисованных, а изобретение процесса мокрого коллодия в 1851 году существенно облегчило возможность их создавать. Это как раз и было основой раннего фото бизнеса. Известно, что к 1865 году ведущий канадский торговый справочник содержал более 360 фотографов.
Фотографический бизнес

В те времена студии в основном ориентировались на клиентуру среднего и высшего класса. Уильям Нотман, недавний шотландский иммигрант, открыл студию в Монреале в 1856 году, которой он и его сыновья руководили до своей смерти четыре десятилетия спустя.
Первый канадский фотограф, достигший международной славы, Нотман создал многочисленные франшизы и партнерства в восточной Канаде и на юго-востоке Соединенных Штатов. В 1876 году партнер Нотмана из Оттавы, Уильям Джеймс Топли, выкупил его акции и руководил бизнесом до конца века. Изготовление качественных портретов по разумной цене, несомненно, было основой этих заведений.
Многие из этих ранних фото студий создавали и продавали широкий спектр форматов и регулярно обновляли свои предложения, чтобы заинтересовать клиентов, которые стремились к новым продуктам. Одним из таких изобретений, ставшим популярным в конце 1850-х годов, была карточка визита (carte de visite) — небольшой фотографический портрет, который был основой для многих социальных взаимодействий. Люди покупали несколько копий своих портретов, чтобы обменяться ими с семьей и друзьями.
Уильям Нотман

В Монреале Нотман разработал несколько креативных способов поощрения, чтобы побудить клиентов делать регулярные заказы портретов. В частности, он проводил художественные фото выставки в своей главной студии. Кроме продвижения потребности в альбомах и ритуала празднования семейных событий, таких как рождение и свадьбы, фотографией, Нотман также стал первым, кто предложил групповые и композитные портреты.
Размещая рекламу в газетах, Нотман приглашал гостей на пышные балы, устраиваемые элитой. А еще позировать в его студии, одетыми в лучшую одежду, для создания индивидуальных портретов, которые затем объединялись в большую композицию. Эти композитные работы выполнялись для показа и продажи.
Студия Нотмана также разработала систему хранения портретов, которая позволяла клиентам заказывать копии собственных или чужих изображений. Эти «книги с картинками» собирали копии всех карточек посетителей, сделанных в его студии, кроме того, «клиентские книги» содержали алфавитный список всех его моделей и даже отрицательные номера их портретов.
Источники: